​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Проф-дайджест с 27 августа по 2 сентября 2012 г.

02.09.2012

Техническая основа

Наряду с учетными прикладными медицинскими системами для поддержки профессиональных сетей участников лечебных процессов необходимы так называемые «транзакционные информационные системы», то есть системы непрерывного (онлайн) взаимодействия, считает Григорий Сизоненко.

Для того чтобы показать, что новые технологии работают, надо было определить территорию обкатки передовых решений. разумно было взять небольшой регион, где имеется весь перечень проблем, а также есть небезразличные чиновники, которые будут увлечены этой идеей. астрахань — идеальный полигон для подобного пилотного проекта

Для этого в первую очередь специалистами ИВК реализована техническая основа для поддержки транзакционных систем в виде серверных кластеров, кампусов хранилищ объемных данных (изображения, аудио- и видеоинформация). В течение двух–трех кварталов 2011 года компания занималась этим делом на бесплатной основе в качестве системного интегратора в Астраханской области. Лишь с ноября стартовала программа модернизации, под которую были выделены деньги. Поскольку ИВК знала о ситуации в Астрахани лучше, чем какая-либо другая компания, а одним из приоритетов в конкурсной документации было знание текущих условий, она и выиграла этот конкурс.

«Мы занимаемся созданием инфраструктуры для медицинских учреждений Астраханской области с нуля — с прокладки кабельных сетей, — рассказывает Григорий Сизоненко. — 30% этой работы сегодня уже выполнено».

Медицинская отрасль специфична тем, что доступ к хранящейся на ее носителях информации должен быть ограничен, необходимы усиленные меры безопасности. Этот вопрос — один из наиболее важных в системе здравоохранения. «Информация о состоянии здоровья относится к высшей категории защиты, — говорит Сизоненко. — Но уважаемые доктора прежде никогда не задумывались о таких вещах, как уязвимость сети и конфиденциальность информации. Очень важно осознать неотвратимость наказания за нарушение закона „О персональных данных", причем речь не об административной, а именно об уголовной ответственности».

На сегодня в Астраханской области до каждого лечебного учреждения доведена сеть. Закуплено достаточное количество оконечного оборудования — компьютеры, принтеры и т. д. Они установлены, подключены к сетям. Создан центр обработки данных, где будут собираться изображения, электронные медицинские карты, вестись система записи на прием к врачам и функционировать многие другие медицинские системы. Доступ к ресурсам дата-центра открыт только врачам.

Внедряемая технологическая платформа позволяет развернуть любые сертифицированные доверенные решения промышленного уровня — медицинские информационные системы (МИС), базы данных, узкие специализированные приложения. Первоочередная задача, которая стоит сегодня на повестке дня, — объединить, интегрировать эти системы, предварительно разработав стандарты.

— В Астраханской области, — продолжает свой комментарий Григорий Сизоненко, — мы создаем медицинскую ИТ-платформу, независимую от аппаратной основы, которая функционировала бы по любым каналам, будь то оптика, телефонные линии, радиостанции. Система должна уметь работать в разнородной гетерогенной среде, к которой можно было бы присоединить любую профессиональную сеть и на которую можно было бы наложить любую базу данных, любую МИС, так чтобы они могли работать в едином информационном поле. И, конечно же, такая система должна соответствовать требованиям по защите персональных данных. Важно было разграничить доступ к информации внутри этой сети с помощью организации внутрикорпоративных подсетей.

Специфика города и области такова, что далеко не все деревни и села там имеют оборудованный медицинский пункт и медперсонал. На базе автомобиля КамАЗ (рассматривается вариант также на базе воздушной «подушки», поскольку город стоит на Волге) организуется оборудованное помещение под названием «передвижная поликлиника». Такая «поликлиника на колесах» сама приезжает к пациентам. Оснащенная специальным оборудованием, эта лаборатория позволяет провести исследования и поставить диагноз до 20 тыс. человек в месяц. Информация оперативно передается в центр сетевой диагностики, где профессионалы расшифруют данные проведенных исследований и определят диагноз, после чего, если в этом есть необходимость, мгновенно осуществляется запись пациента на прием к врачу-специалисту. Цена этого решения оказывается существенно ниже, нежели те средства, что тратятся на перемещение пациентов. Данный подход относится к категории «дистантная медицина» (не путать с телемедициной).

При пиковом спросе на конвертацию видео­потоков наращивать собственную инфраструктуру становится неэффективно: иногда она 90% времени будет простаивать

В 2009 году Астрахань была выбрана пилотным регионом по созданию социальной карты. В течение одного года пенсионерам и школьникам было выдано 110 тыс. карт. Созданы центры компетенции на базе социальных центров, за год произведено массовое обучение новой технологии. «В Астрахани я увидел, что если к обучению новым технологиям подойти как к игре, то люди проявят заинтересованность», — отмечает Григорий Сизоненко.

«До сентября мы должны внедрить медицинскую систему для всех лечебных учреждений и начать процесс обучения врачей, — поясняет Юрий Лагутин. — Это очень сложный вопрос, но я предполагаю, что в течение трех лет вся Астрахань будет работать как единая социальная медицинская сеть».

При этом Лагутин считает, что взять опыт Астрахани и просто перенести, например, в Смоленскую область на сто процентов не получится. Прежде чем переносить проект в другой регион, его придется адаптировать к реальной действительности.

К 2015 году поставлена задача полностью завершить проект по реформе здравоохранения в Астраханской области.

— Показатели детской смертности в области стоят на контроле, — отмечает Лагутин. — Но самое главное — к ним мы добавим еще один показатель, не имеющий отношения к медицине, — экономическую эффективность, то есть денежные затраты. Если мы сумеем доказать, что при росте эффективности удалось снизить затраты, то поставленную задачу можно будет считать полностью выполненной.

О пользе стандартов

(Сергей Купцов, генеральный директор компании «РИНТЕХ» (ГК «АйТи»))

Сегодня Минздрав России реализует несколько общих для всех федеральных сервисов, важнейшим из которых является федеральная интегрированная электронная медицинская карта. Рано или поздно эти сервисы перейдут из режима «обкатки» и интеграции, проб и ошибок в промышленную эксплуатацию и начнут функционировать. Для успеха их запуска особое значение имеет выбор эксплуатационной организации, способной взять на себя ответственность за управление такими специфическими данными. Очевидно, что это должна быть федеральная организация, потому что там будут храниться персональные данные, требующие высшей категории защиты.

Пока еще не введена в действие Единая информационная система в здравоохранении, есть время сформировать правила взаимодействия различных систем. Это долгая, кропотливая, но критически важная работа. Все инфосистемы должны взаимодействовать на одном «языке», по одним и тем же протоколам и правилам. В противном случае информацию, связанную с оказанием медицинских услуг, придется вручную переносить в другие системы, отвлекая медицинский персонал от выполнения своей главной задачи. Помимо колоссальных потерь времени, при ручном способе сложно подтвердить достоверность информации.

Прежде чем начинать реформировать медицину, надо договориться о правилах, разработать стандарты, форматы информационного взаимодействия и начать действовать в соответствии с выработанными договоренностями. Если каждый регион будет создавать свой формат (а предпосылки к этому мы уже наблюдаем), в дальнейшем проблемы взаимодействия систем неизбежны.

Одним из направлений работы компании «РИНТЕХ» как раз и является разработка стандартов информационного взаимодействия между различными системами. Опыт Китая — с его либеральным рынком, где было разработано и внедрено множество различных систем, которые сейчас друг с другом не стыкуются, — показал, что выработка стандартов должна происходить на самой ранней стадии реформы. Если эту проблему не решить своевременно, в дальнейшем придется останавливать все процессы и возвращаться на исходные позиции.

К счастью, в России вопросы стандартизации ИТ в сфере здраво­охранения не стоят на месте. Несколько стандартов уже разработано и утверждено на уровне Минздрава. Несколько нормативов принято в Фонде ОМС — в частности, выпущен известный Приказ №79, описывающий правила взаимодействия разнородных систем по единым протоколам. Подобные регламенты планируется спустить на уровень взаимодействия «пациент — медучреждение», «медучреждение — страховая организация», «страховая организация — фонд ОМС».

От отсутствия формализованных процессов страдают все — не только разработчики ПО, но в еще большей степени страховые компании. Некоторые из них, охватывая более десятка регионов, при отсутствии стандартизации не могут свести всю информацию в единый вид.

Стандартизация имеет еще одну сторону. Если внедрены формализованные правила, процедуры и стандарты, то на рынке появляется большая конкуренция. Плохо ли это? Конечно, нет: вместо пустой борьбы за отдельные темы разработчики смогут формировать и реализовывать гораздо более масштабные задачи, которые в условиях дефрагментированного рынка реализовать в принципе невозможно. Стандартизация позволит прикладным компонентам, словно кубикам Lego, стыковаться друг с другом, добавляя новые функции и удобство. До тех пор пока не введена стандартизация, врачи будут заниматься рутинной работой по вводу данных, вместо того чтобы сосредоточиться на главном деле — лечении пациентов.

ссылка на источник