​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Суд встал на сторону медицинских работников станций и пунктов скорой помощи и неотложной медицинской помощи

02.12.2013

Верховный Суд Российской Федерации решением от 10 января 2013 года № АКПИ12-1467 признал пункт «г» раздела III приказа народного комиссариата здравоохранения СССР от 12 декабря 1940 года № 584 «О продолжительности рабочего дня медицинских работников» недействующим и не подлежащем применению с 28 февраля 2003 года.

Данная неопределенность возникла в связи тем, что вышеуказанный Приказ устанавливал 6,5-часовой рабочий день для врачей и среднего медицинского персонала здравпунктов и медицинских пунктов первой помощи, станций скорой помощи и неотложной медицинской помощи.

 По мнению заявителя, пункт «г», устанавливающий продолжительность рабочего времени более 36 часов для медицинских работников, занятых на работах с вредными условиями труда, противоречит статье 94 Трудового кодекса РФ и Постановлению Правительства РФ № 870. Также заявитель просил признать недействующими положения, согласно которым Правительство РФ могло делегировать полномочия по установлению размеров компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда другим федеральным органам исполнительной власти.

В ходе судебного заседания Суд пришел к выводу, что высший исполнительный орган государственной власти РФ (Правительство РФ) вправе было определить порядок и размеры компенсаций за работу на тяжелых работах и работах с вредными или опасными, иными опасными условиями труда.

Выслушав объяснения представителей Минздрава и оценив нормативные правовые акты на соответствие их федеральному закону и иным актам, имеющим большую юридическую силу суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части признания недействующим пункт «г» раздела III Приказа.

Суд установил, что статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации наряду с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусматривает, что данным Кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников, в том числе медицинских.

Сокращенная продолжительность рабочего времени может устанавливаться медицинским работникам как по формальным основаниям в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности, так и в связи с фактическими условиями труда, определяемыми по результатам аттестации рабочих мест. С учетом этого оспариваемый в части Приказ не образует противоречий с Постановлением N 870 и частью второй статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель.

Вместе с тем статья 350 Трудового кодекса РФ устанавливает для медицинских работников сокращенную продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю и предписывает, что продолжительность рабочего времени медицинских работников в зависимости от должности и (или) специальности определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации приняло постановление от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».

В приложении № 1 к данному постановлению определен Перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю.

Оспариваемая норма Приказа противоречит разделу IX указанного Перечня, поскольку устанавливает 39-часовую рабочую неделю (6,5 часов x 6 дней = 39 часов) для должностей и (или) специальностей медицинских работников, имеющих право на 36-часовую рабочую неделю.

А принимая во внимание наличие практики применения оспариваемого в части Приказа (решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 5 апреля 2012 г., вступившее в законную силу 2 июля 2012 г.), пункт «г» раздела III Приказа следует признать недействующим с 28 февраля 2003 г.

Отдел правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза