​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Как решает Московская областная организация Профсоюза жилищную проблему работников здравоохранения

16.01.2017

Многие проблемы Подмосковного здравоохранения связаны с длительно существующим дефицитом кадров и, несмотря на принимаемые в последние годы Правительством Московской области энергичные меры, ситуация продолжает оставаться напряженной. Ведь для привлечения и закрепления медицинских специалистов недостаточно обеспечить приемлемый уровень их заработной платы, необходимо также обеспечить их жильем, хотя бы на время исполнения ими служебных обязанностей.

На протяжении ряда лет Московская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ проводит работу, направленную на решение жилищной проблемы и мониторинг ситуации по улучшению жилищных условий работников здравоохранения Московской области.

Эта работа, вплоть до января 2015 года, приводила к тому, что наши, на тот момент социальные партнеры, а это в основном главы муниципальных образований Московской области, выделяли в среднем до 200 – 300 жилых помещений. Здесь надо пояснить! К сожалению, не всегда речь шла и идет о выделении отдельных квартир для работников здравоохранения. Почти в половине случаев жилье предоставляется в виде комнат в общежитиях, либо выделяется койко-место в квартирах-студиях.

Так, за период с 2012 по 2015 годы были улучшены жилищные условия 1905 медицинским работникам, но это всего лишь 1,8 % от числа работающих (при этом, нуждаются в улучшении жилищных условий, примерно, от 10% до 20%).

Изучив проблемы нашей отрасли и учтя многократно на разных уровнях высказанную позицию нашей областной организации Профсоюза, Губернатор Московской области А.Ю. Воробьёв ещё в 2013 году выделил эту задачу, назвав её приоритетной.

Уже в первой половине 2016 года жилищные условия были улучшены 331 работнику государственных учреждений здравоохранения Московской области, за аналогичный период 2015 года жилье было выделено 157 работникам, то есть количество выделенных жилых помещений увеличилось в 2 раза.

Лидером стал Люберецкий муниципальный район, где было выделено 57 жилых помещений (из них, по договорам социального найма, нуждающимся, которые были приняты на учет до 01.03.2005 года – 2 квартиры, по договорам коммерческого найма – 41 квартира и 11 комнат в общежитии).

В Дмитровском муниципальном районе за полгода было выделено 14 квартир по договорам найма служебного жилого помещения, 2 квартиры по коммерческому найму и 7 комнат в общежитии.

В Волоколамском муниципальном районе выделено 11 комнат в общежитии, в Красногорском - 13 комнат в общежитии и 3 квартиры по договорам коммерческого найма, в Ленинском - 1 квартира по договору социального найма, 5 служебных квартир и 5 комнат в общежитии, в Раменском – 4 служебные квартиры и 6 комнат в общежитии, в Серпуховском муниципальном районе – 20 служебных квартир, в Ступинском – 2 квартиры по социальному найму и 6 служебных квартир, 13 служебных квартир в Химках, 23 квартиры по договорам коммерческого найма в Электростали.

Есть и другие примеры. Так, в 2016 году не было получено ни одной квартиры в Воскресенском, Истринском, Лотошинском, Можайском, Рузском, Сергиево-Посадском, Серебряно-Прудском муниципальных районах, в городе Балашиха, Лыткарино. Справедливости ради, следует пояснить, что в некоторых из перечисленных муниципальных образований, выделение жилых помещений проводились ранее исходя из возможностей.

К сожалению, в Клинском муниципальном районе, городах Климовске и Звенигороде уже несколько лет не выделяют жилье.

С 2007 года не было получено ни одной квартиры работниками государственных учреждений здравоохранения Московской области, которые расположены на территории г. Москвы (ГБУЗ МО «МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского, ГБУЗ МО «МОНИИАГ» и др.).

Основные причины: не созданы условия для реализации закона Московской области от 28.12.2006г. №257/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области», в связи с тем, что у Министерства здравоохранения Московской области отсутствует специализированный жилищный фонд. Поэтому все ожидания медицинских работников с выделением жилья связаны только с муниципальным жилищным фондом. При этом, из-за передачи полномочий в сфере здравоохранения на уровень Московской области у муниципальных властей значительно сократились возможности в предоставлении служебного жилья работникам государственных структур.

Кроме того, в настоящее время не действует закон Московской области от 26.07.2006г. №124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан».

В связи с этим, в наш адрес поступают многочисленные обращения от медицинских работников на нарушение их прав при заключении договоров найма служебных жилых помещений.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Московской области от 22.04.2015г. №594 «О плане мероприятий («дорожная карта») по привлечению медицинских кадров в государственные учреждения здравоохранения Московской области», наша областная организация Профсоюза на постоянной основе проводит анализ предоставления служебных жилых помещений в муниципальных образованиях Московской области. Установлено, что в некоторых муниципальных образованиях договоры найма служебных жилых помещений в нарушение «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» (утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. №42) заключаются с работниками на 1 год (3, 5 лет), а не на время трудовых отношений.

В связи с этим, срок договора истек, а продлить его невозможно, несмотря на то, что ч. 14 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов Российской Федерации сохраняют право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.

В настоящее время в большинстве «Положений о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда» служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитии муниципального жилищного фонда предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений в органах местного самоуправления, в муниципальных учреждениях, в связи с прохождением муниципальной службы и избранием на выборные должности в органы местного самоуправления.

Московская областная организация Профсоюза считает, что поскольку, в соответствии с ч. 2 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения из муниципального жилищного фонда, устанавливаются органом местного самоуправления, Советы депутатов муниципальных образований Московской области должны внести изменения в «Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда», дополнив категорию граждан, имеющих право на получение служебных жилых помещений (жилых помещений в общежитии) работниками государственных учреждений, находящихся на территории муниципального образования.

Также считает, что у работников здравоохранения, которые проработали в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Московской области в общей сложности более 10 лет, должна быть возможность заключить на занимаемые ими жилые помещения вместо договора служебного найма договор социального найма, что позволит в перспективе обращаться в органы местного самоуправления с вопросами приватизации выделенных жилых помещений.

Мы прекрасно понимаем, что для решения кадровой проблемы этих усилий явно недостаточно, так как, в рамках реализации Указов Президента РФ, на территории Московской области ведется масштабная модернизация системы здравоохранения, строятся современные медицинские учреждения, в том числе сердечно-сосудистые и перинатальные центры, которые оказывают высококвалифицированную помощь и очень нуждаются в высококвалифицированных специалистах.

Большинство медицинских работников не имеют возможности решить жилищную проблему самостоятельно. Цены на рынке жилья в разрезе муниципальных образований Московской области в III квартале 2016 года колеблются от 34 032 рублей в городском округе Рошаль до 133 042 рублей в городском округе Реутов.

Поэтому, ещё в конце 2012 года Правительством Московской области была принята долгосрочная целевая программа Московской области «О поддержке отдельных категорий граждан при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов на 2013-2024 годы». В рамках её реализации планировалось посредством ипотечного кредитования приобретение 300 квартир бюджетникам, из которых – 80 медицинским работникам. В силу объективных обстоятельств (смена областного руководства) и не принеся медицинским работникам ни одной квартиры, уже в январе 2014 года она утратила свою силу.

Это заставило нас активизировать работу по отстаиванию интересов медицинских работников. Поэтому, 13 июня 2013 года на заседании Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Московская областная организация Профсоюза совместно с Министерством здравоохранения Московской области внесла предложение – разработать и представить на рассмотрение в Правительство «Социальный пакет медицинского работника Московской области». Подготовив и предоставив социальный пакет на согласование социальным партнерам, мы более полутора лет не получали никакого решения. По - видимому, на его реализацию у Правительства Московской области, на тот момент, не было необходимых финансовых ресурсов.

Как бы там ни было, но в интересах работников мы занимались, занимаемся и будем заниматься жилищным вопросом.

Наши неоднократные обращения в адрес Министерства здравоохранения Правительства и Губернатора Московской области привели к созданию подпрограммы «Социальная ипотека» государственной Программы Московской области «Жилище», рассчитанной на 2014-2024 годы, согласно которой планируется, чтобы к сроку её окончания 617 работников получили ипотечные жилищные кредиты.

Для того, чтобы стать участником подпрограммы необходимо быть принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или быть признанным органом местного самоуправления по месту их постоянного жительства на территории муниципального образования Московской области, принимающего участие в реализации Программы, нуждающимся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, иметь доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой жилищной субсидии, проживать в Московской области не менее 10 лет. В результате, участниками подпрограммы в 2015 году смогли стать только 11 работников здравоохранения Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 01.12.2015г. №1143/46 было объявлено о начале II этапа подпрограммы «Социальная ипотека» государственной программы Московской области «Жилище». Участниками реализации II этапа Подпрограммы могут быть врачи особо дефицитных специальностей.

Подпрограмма разработана в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1177 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита", Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010г. №1201-р, и соответствует приоритетным направлениям социально-экономического развития Московской области.

Как правило, врачи и медицинские сестры не имеют доступа на рынок ипотечного кредитования, ввиду неспособности накопить на первоначальный взнос, минимальный размер которого в настоящее время составляет 20 процентов от стоимости жилья. Средний размер процентной ставки колеблется на уровне 11-13 % годовых, что в итоге создает непосильные условия для приобретения собственного жилья.

Уникальность подпрограммы заключается в том, что затраты на приобретение квартиры полностью компенсируются за счет регионального бюджета: 50% стоимости выдается в виде жилищной субсидии, остальные 50% предоставляются в течение последующих десяти лет в виде ежемесячной выплаты компенсации на оплату кредита. Участник программы погашает только проценты по кредиту.

Действие подпрограммы «Социальная ипотека» государственной программы Московской области «Жилище» рассчитано на 2016-2018 годы. За это время планируется обеспечить жильем 1311 квалифицированных специалистов. До конца текущего года льготные условия на приобретение жилья будут предоставлены 287 врачам.

Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, ситуация с кадровым обеспечением системы здравоохранения Московской области остается сложной.

Закон «О профессиональных союзах» в его теперешнем виде содержит лишь отсылочную норму о том, что права профсоюзов в области улучшения жилищных условий работников регулируются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, после многолетнего отставания Московской области в вопросах кадрового обеспечения, положение изменилось в лучшую сторону.

Увеличился показатель обеспеченности населения врачами с 28 на 10000 человек в 2014 году до 32 в 2016 году, при среднем по Российской Федерации - 40!

Как видно, почивать на лаврах рано. Кроме этого, мы практически и не приступали к решению проблемы кадровой обеспеченности средним медицинским персоналом! В 2017 году в программу по социальной ипотеке планируется принятие фельдшеров скорой медицинской помощи. Это первый шаг. За ним, конечно, последуют и другие. Ведь обеспеченность медицинским персоналом на 10000 населения в Московской области отстаёт от среднего показателя по Российской Федерации ещё значительнее, чем по врачам.