​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Мурманск: Медики взялись за калькулятор

Мурманск: Медики взялись за калькулятор

24.05.2013

В Мурманской области подведены первые итоги перевода медицинских учреждений на одноканальное финансирование. По мнению большинства главврачей, опрошенных мурманскими властями, эта реформа сделала нехватку средств на нужды здравоохранения еще более острой. В бюджетах многих поликлиник и больниц региона образовались "дыры", исчисляемые миллионами рублей. Об этом говорится в письмах их руководителей, направленных в комитет по здравоохранению администрации Мурманска.

Однако на претензии медиков замминистра здравоохранения региона Роман Москвин заявил, что острых проблем по одноканальному финансированию в 2012 году не возникало.

- По информации, представленной фондом ОМС, письменных обращений от учреждений здравоохранения по вопросу финансирования хозяйственных расходов в 2013 году не поступало, - подчеркнул замминистра. - Нужно в большей степени ориентироваться на мнение территориального фонда ОМС по этому вопросу.

Напомним, одноканальное финансирование - это порядок, при котором медицинские учреждения получают львиную долю средств на свои нужды из Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). С оплатой непосредственного лечения больных все более или менее понятно. Но что делать с теми потребностями больницы, которые не относятся непосредственно к лечебному процессу? Ведь нужно еще платить за связь, транспортные и коммунальные услуги, компьютерные программы, социальное обеспечение медиков и многое другое. Все эти затраты помещены под названием "иные расходы" в состав тарифа на оплату медицинской помощи. Именно здесь и возникли проблемы.

Например, для медсанчасти "Севрыба" на "иные расходы" выделено на 2013 год 41,9 миллиона рублей, сообщает в своем письме начальник учреждения Альфред Татаркулов. При этом фактические затраты больницы за 2012 год по "иным" статьям составили 97,4 миллиона рублей. Одни лишь коммунальные ресурсы обошлись медсанчасти в 32,5 миллиона, и в 2013 году они вырастут как минимум на восемь процентов, поскольку электричество, вода и тепло год от года становятся все дороже. Более того, есть приказ минздравсоцразвития РФ, согласно которому люди, занятые на тяжелых и вредных работах, должны проходит предварительные и периодические медосмотры. Чтобы выполнить эти требования, "Севрыбе" дополнительно требуется более двух миллионов рублей. Итого: дефицит тарифа на "иные расходы" в 2013 году для "Севрыбы" составит 66,2 миллиона рублей.

С аналогичными сложностями столкнулась Мурманская детская городская больница. На 2012 год по статье "иные расходы" для нее была утверждена сумма в 41,6 миллиона. Реальные расходы составили 48,1 миллиона. Из структуры тарифа "выпали" 2,5 миллиона на оплату работникам льготного проезда к месту отдыха, 1,5 миллиона на медосмотры сотрудников, 2,4 миллиона на оплату реагентов и промывочных растворов для лабораторного оборудования. Более того, больнице предстоит устранять различные огрехи, выявленные пожарными, региональным управлением Роспотребнадзора и прочими надзорными органами. На эти цели требуется еще 13,4 миллиона рублей, взять которые пока негде.

Впрочем, есть и те, кого одноканальное финансирование устраивает. Как отметил главный врач Мурманской областной клинической больницы Александр Голованов, оно "развязывает руководителю руки и заставляет думать".

- Ранее, когда нам удавалось что-то сэкономить, у нас это отбирали, - подчеркнул он. - Стимулов к экономии не было. Для областной больницы на этот год запланировано 22 миллиона рублей на электроэнергию, 31 миллион на теплоэнергию, три миллиона на водоснабжение и водоотведение. По данным энергоаудита, 45 процентов средств, расходуемых на отопление самого крупного корпуса больницы, на самом деле "подогревают" улицу. Можно представить, сколько денег выбрасывается на ветер. Сейчас мы приняли на работу двух молодых специалистов, которые готовят расчеты по переделке тепловых пунктов и теплоузлов. Сэкономленные средства пойдут на зарплату, медикаменты и расходные материалы.

Что касается невыполнения объемных показателей, то учреждение может обосновать причины этого, считает он. И если правота врачей подтвердится, то может быть принято решение о сокращении объемов медицинской помощи и увеличении тарифов в части "иных расходов".

Но беда в том, что во многих случаях выполнить план невозможно в принципе - по разным причинам. Медицинские организации финансируются по фактическому выполнению объемных показателей: койко-дней, посещений и так далее. По словам главврача мурманской городской поликлиники N 3 Александра Корсакова, в период летних отпусков врачи вынуждены принимать пациентов главным образом в поликлинике, работая на полторы-две ставки и даже более - за отсутствующих специалистов. Но при этом не выполняется план посещений на дому, которые оплачиваются гораздо выше. Сложностей прибавляет то, что летом объемы медпомощи уменьшаются на 35-40 процентов, поскольку мурманчане разъезжаются в отпуска. А значит, поликлиника получает меньше денег и оплачивать "иные расходы" в полном объеме не может. Свою роль играет и острая нехватка специалистов.

- Наша главная проблема сегодня - даже не одноканальное финансирование, а страшный дефицит кадров, - добавил главврач поликлиники N 1 Мурманска Андрей Галенко. - Если моя поликлиника сегодня укомплектована ведущими прием врачами на 45 процентов, то мы выполняем максимум 80 процентов от нашего муниципального задания. Мы просто не зарабатываем достаточно средств. Это общая проблема, но у нас она выражена особенно сильно. Недавно эта проблема обсуждалась на заседании комитета по охране здоровья Мурманской областной Думы. Депутаты констатировали, что за последнее время в здравоохранение региона было вложено около пяти миллиардов рублей, но жители Заполярья по-прежнему не удовлетворены качеством медицинских услуг. Законотворцы считают, что между медиками и чиновниками взаимодействие не налажено.

Эксперты не отрицают, что одноканальное финансирование имеет ряд преимуществ. Врачам становится выгодно обслуживать не только местных, но и иногородних пациентов. Однако территориальный фонд ОМС обязан реагировать на рост кредиторской задолженности медучреждений, а для этого пересматривать тариф не раз в квартал, а ежемесячно, подчеркивает Андрей Галенко. Кроме того, нужно учитывать, что рост укомплектованности поликлиник участковыми врачами и медсестрами станет еще одной причиной дефицита средств в поликлиниках и больницах. Суммы, направляемые в лечебное учреждение из территориального фонда ОМС, не должны быть меньше, чем начислено стимулирующих надбавок за отчетный месяц.

Мнения

Александр Кужель, директор ТФОМС по Санкт-Петербургу:

- Проблему признают и представители структуры обязательного медицинского страхования. Одноканальное финансирование действительно позволяет руководителям лечебных учреждений в некоторых случаях повысить расходы на медикаменты и материалы за счет экономии на коммунальных расходах. Однако проблему низких тарифов это не решает. Например, прием участкового терапевта в муниципальной поликлинике стоит в несколько раз дешевле, чем в частной. Довести тарифы до уровня медико-экономических стандартов сразу не получится, поскольку для этого придется в разы увеличивать бюджет. Пока приходится поднимать плату за медпомощь различным категориям больных пошагово, что потребует много времени. Судя по всему, нуждается в доработке и сама концепция здравоохранения, действующая сегодня в России, недостатки которой еще ярче высветило одноканальное финансирование.

Андрей Емцев, аналитик отрасли, врач одной из клиник Мурманска:

- На мой взгляд, речь идет о создании в России полностью страховой медицины. Но то, что получилось, имеет мало общего с реальной практикой страхования. При нормальных условиях страхователь заинтересован в том, чтобы пациентов было как можно меньше - тогда он меньше заплатит по страховке. А у нас чем пациентов больше, чем они запущеннее, тем больше денег получит медицинское учреждение. Получается, что оно не нацелено на главное - профилактику заболеваний.