​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Московская область: Прыжок на подножку уходящего поезда

Прыжок на подножку уходящего поезда

17.06.2015

За оздоровление детей, чьи родители трудятся в бюджетных отраслях, ответственны три ведомства Московской области: Минздрав, Минфин и Минсоцзащиты. Они внезапно перестали видеть, слышать и воспринимать обращения людей и "забыли" о своей ответственности перед детьми работников бывшей муниципальной системы здравоохранения, которая с 2015 года входит в государственную систему на областном уровне.

Сначала ничто не предвещало драматического развития событий. В прошлом году, после всестороннего обсуждения, губернатор Московской области Андрей Воробьев принял решение о передаче полномочий в сфере здравоохранения с муниципального на региональный уровень. Были созданы соответствующие комиссии, не забыли ни профсоюз, ни другие общественные организации. Началась сложная и кропотливая работа на всех уровнях. Надо сказать, передача полномочий - дело сложное, особенно в таком огромном регионе, как наш. Пришлось решать множество задач, и вышло все в строгом соответствии с пословицей: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". В числе таких проблем оказалось и оздоровление детей медицинских работников.

Нет, такая строчка в бюджете здравоохранения Московской области осталась, но уже без учета перешедшей в ведение региона муниципальной сети медицинских организаций. А их численность в три раза больше той, что имелась на балансе Минздрава МО!

Заглянем в историю вопроса. Предвидя подобное развитие событий, еще летом 2014 года обком профсоюза работников здравоохранения обратился к своему профильному министру Нине Суслоновой и министру финансов МО Антону Котякову с письмом-предостережением. Смысл послания сводился к следующему: "Господа министры, не забудьте об оздоровлении детей медицинских работников передаваемой в область муниципальной сети. Проясните работникам и нам, их представителям, как будет осуществляться финансирование? Через бюджеты муниципальных образований, как и прежде? Или через Минздрав Московской области?" Полученный в сентябре прошлого года ответ министра финансов всех успокоил и все разъяснил: "Через Минздрав МО"!

Но спокойствие сохранялось лишь до принятия бюджета Московской области, в котором сумма, выделенная Минздравом на оздоровление детей, осталась неизменной по отношению к прошлогодней и составила лишь четверть от общей потребности! Экономическая служба ведомства при этом проявляла полное спокойствие, объясняя свою позицию кризисом. Другие же отрасли практически не пострадали. На возникшую диспропорцию не могли не обратить внимания Минфин и Минсоцзащиты, но они тоже промолчали.

Профсоюз работников здравоохранения с таким подходом согласиться никак не мог. Да, в условиях кризиса расходы могут оптимизироваться, но на считанные проценты! От одного до максимум десяти, причем любое снижение должно проходить "с боем", обсуждаться с профсоюзом... А тут в четыре раза, без "боя" и без всякого согласования. Показательно, что при личном общении с министрами здравоохранения и финансов профсоюз получает понимание, а экономическая служба Минздрава МО их "поправляет", подписывает отрицательные ответы вместо министра, ссылаясь на отсутствие средств.

В результате такого "взаимодействия" Минздрав практически упустил вопрос. Повлиять на ситуацию удалось только в конце мая 2015 года на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Пришлось объяснить зампредседателя правительства МО Ольге Забраловой, что принятие правительством области данного решения без всяких предварительных согласований было несправедливым и недопустимым.

Надо отдать должное, что она, мгновенно оценив ситуацию, приняла единственно правильное решение — выделить дополнительное финансирование в размере 72,9 млн рублей. То есть указала сумму, на которой обком профсоюза и настаивал. Образно говоря, мы успели прыгнуть на подножку уже набирающего ход поезда. Из-за этих неувязок с первой сменой наш профсоюз, что называется, "пролетел". Поэтому мы обязательно должны дружно сработать и направить детей наших сотрудников на следующие смены.

Настойчивость обкома привела к тому, что Минздрав уступил профсоюзу (общественной организации) свою функцию органа центральной исполнительной власти в том, что касается сбора информации о потребности в детском оздоровлении среди организаций здравоохранения. А поскольку Минздрав склонен, как выяснилось, недооценивать данную работу, обком ее за всю отрасль, конечно, выполнит. На тот случай, если опять возникнут какие-нибудь неувязки. Так что прошу не удивляться, когда будут поступать запросы не от Минздрава, а от нас, и прошу оперативно на них отвечать. Думаю, совместными усилиями нам удастся нормализовать возникшую ситуацию.