​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Якутский профсоюз здравоохранения об итогах пятилетней работы

Якутский профсоюз здравоохранения об итогах пятилетней работы

08.12.2014

Интервью председателя Якутской республиканской организации Профсоюза Людмилы Корниловой информационному агентству ЯСИА в преддверии отчетно-выборной конференции, которая состоится 10 декабря.

- Людмила Прокопьевна, какие наиболее острые вопросы в сфере социально-трудовых отношений находят отражение в работе вашей организации?

 

- Здравоохранение, представляя собой сложную социально-экономическую категорию общественного строя, наиболее чувствительно к происходящим в нашей стране социально-экономическим, общественным и политическим преобразованиям. Решение значительного количества проблем требует системной скоординированной работы региональных и муниципальных властей, органов управления здравоохранением всех уровней, образовательных медицинских учреждений, а также, без сомнения, активного участия Профсоюза.

Для Якутской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ основным направлением деятельности в последнее время было формирование социальной политики в условиях разграничения полномочий. Децентрализация системы здравоохранения привела к неравенству в оплате труда в разных регионах, неодинаково обеспеченных ресурсами, кроме всего, действующее трудовое законодательство минимизировало участие государства в регулировании трудовых отношений. В течение всего отчетного периода шло полным ходом реформирование в отрасли здравоохранения, по своей глубине преобразований превосходящее все предшествующие.

Еще один важный реорганизационный процесс, глубоко затронувший здравоохранение, - смена подведомственности учреждений здравоохранения при передаче их с муниципального на региональный уровень, что потребовало внесения изменений в Положения по оплате труда переданных в государственную собственность учреждений. В этой связи важная задача стояла перед всеми региональными и первичными профсоюзными организациями – не допустить снижения уровня социальной защиты работников и снижение размеров их заработной платы.

- Расскажите об участии профсоюзной организации в законотворческой деятельности.

- Отчетный период был охарактеризован завершением длительного многолетнего процесса принятия основного закона об охране здоровья граждан – ФЗ 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ряд норм по инициативе нашего Профсоюза нашли отражение в принятом федеральном законе.

В отличие от ранее действовавших Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1, Законом более четко сформулированы основные понятия в части медицинской деятельности, медицинской помощи. В их числе для Профсоюза представляется чрезвычайно важным понятие «медицинский работник», включающее, в том числе специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи. Данная норма позволила решить многие проблемы, связанные с оплатой, режимом труда, аттестацией на квалификационную категорию данных специалистов.

В течение всего отчетного периода продолжалась работа по разработке и последующей реализации Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в которой Профсоюз принимал непосредственное участие.

Учитывая, что поэтапная реализация указанного закона, а также федерального закона об основах охраны здоровья предусматривает переход на одноканальное финансирование, формирование трехуровневой системы организации медицинской помощи; смещение акцентов со стационарной на амбулаторную помощь; организационное и финансовое обеспечение профилактических мероприятий и диспансеризации населения ориентацию на эффективные способы оплаты медицинской помощи – все большее значение приобретает вопрос формирования тарифов на медицинские услуги и определении доли заработной платы в тарифах.

Активная позиция ЦК Профсоюза способствовала отражению в Законе об ОМС нормы об участии организаций отраслевого Профсоюза в этом процессе. На нашем региональном уровне реском профсоюза работников здравоохранения активно участвует в реализации данной нормы. Я являюсь членом Правления ТФОМС, а мой заместитель - Полина Бугаева - является членом Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия).

- Профсоюзы всегда придают оплате труда работников приоритетное значение в своей деятельности. Ваш профсоюз, конечно же, не исключение.

- С учетом изменения правовых основ функционирования здравоохранения и исчисления заработной платы за отчетный период, менялись и формы участия Профсоюза в разрешении задачи повышения уровня оплаты труда. В настоящее время в отрасли здравоохранения, несмотря на то, что некоторая категория работников получают стимулирующие выплаты в достаточно большом объеме в соответствии с «дорожной картой», остается категория работников, которые получают заработную плату, не дотягивающую до контрольных показателей среднемесячной заработной платы. Это в первую очередь, те, которые не работают в системе обязательного медицинского страхования, а также работники вспомогательных служб, и, конечно же, в первую очередь прочий (не медицинский) персонал.

В связи с данной ситуацией, для нас основной задачей является решение следующих вопросов. Во-первых, формирование системы государственных гарантий по оплате труда работников с учетом квалификации и специфики их деятельности. Основу этой системы гарантий должны составить базовые оклады по профессионально-квалификационным группам работников, утвержденные Правительством РФ, что предусмотрено на 2015 год Программой поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Правительством РФ в рамках реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года

Во-вторых, внесение изменений в Методику анализа средней заработной платы работников здравоохранения, исходя из расчета на штатную должность, а не на физическое лицо, так как в здравоохранении до сих пор сохраняется низкий уровень укомплектованности штатов специалистам, что объективно обуславливает большой объем «вторичной занятости» работников – дополнительной работы, как в пределах месячной нормы рабочего времени, так и за ее пределами – в порядке совместительства по вакантным должностям, особенно у нас в «арктических» районах. Действующий в настоящее время механизм исчисления средней заработной платы, анализируемый органами государственной исполнительной власти в рамках мониторинга достижения контрольных показателей роста заработной платы работников, учитывает весь объем дополнительной работы, что не отражает реальную оценку труда работников за осуществление трудовой функции в пределах установленной продолжительности рабочего времени.

- Одним из важных аспектов социально-трудовой защиты работников является обеспечение их достойными условиями труда. Какая работа проводится республиканской организацией профсоюза в этом направлении?

- Основным вопросом в области охраны труда, который привлекал особое внимание рескома профсоюза на протяжении отчетного периода - это вопрос проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом № 426 - специальной оценки условий труда, а также весь комплекс отношений, возникающих в связи с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, контроль за реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Данный вопрос был озвучен на встрече с Главой Республики Саха (Якутия) Борисовым Е.А. 7 октября 2014 год в рамках Всероссийской акции протеста профсоюзов России. Кроме всего, Якутский реском профсоюза работников здравоохранения обратил внимание Егор Афанасьевича на то, что в Якутии до сих пор не принята Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда, разработка которой началась в январе 2012 года, не создана Испытательная лаборатория (центр), которая могла бы проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, что затрудняет проведение экспертиз, а качество проведения специальной оценки условий труда и ее экспертиза влияют на предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда, что непосредственно влияет на уровень социально-трудовой защиты работников отрасли.