​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Главный терапевт Петербурга: «7 минут на одного пациента — мало. Надо 20»

Главный терапевт Петербурга: «7 минут на одного пациента — мало. Надо 20»

17.07.2012

Каким сегодня должен быть участковый терапевт? Должен ли он лечить пациентов поликлиник или, используя свои знания и интуицию, просто направлять больного к специалисту? Как вообще организовать работу первичного звена наших медучреждений?

Об этом мы говорили с главным терапевтом Петербурга и главным ревматологом Ленобласти Вадимом Мазуровым.

«Доктор Питер» спрашивает:

– Важнейшей проблемой в здравоохранении считают подготовку специалистов, в частности, участковых терапевтов. Соответствует ли, по вашему мнению, уровень профессионализма этих специалистов современным требованиям, и какие пути в решении этой проблемы возможны?

– Действительно, подготовка врачей — это ключевой вопрос, с него начинаются все остальные проблемы в здравоохранении. От того, как быстро и правильно поставлен диагноз, зависит эффективность последующего лечения и профилактика, которой должны заниматься врачи первичного звена. Обязательную переподготовку врачи проходят всего один раз в пять лет. Конечно, этого мало. За такой срок появляется много инноваций в медицине, и всего за 1,5 месяца обучения врач не в силах усвоить такой объем информации.

В Минздраве уже стоял вопрос о сокращении этих периодов, но пока он не решен. Однако врачи имеют возможность не отставать от жизни, посещая конгрессы и семинары, участвуя во врачебных конференциях и симпозиумах. Хотя здесь встает другая проблема. Где найти время, если с утра до позднего вечера терапевт ведет прием и ходит по вызовам? Но врач не может расти в своей специальности, если он не держит руку на пульсе медицинской жизни. Поэтому единственный и правильный выход — компьютеризация рабочих мест. По интернету можно, даже не присутствуя на конференциях, получать новейшую информацию. Хотя и тут есть определенные проблемы. Для медиков не хватает специализированных сайтов, где кроме рекламной информации можно прочитать научные статьи и познакомится с медицинскими новинками.

Но есть и еще один путь — накопительная система. Если врач стремится постоянно совершенствоваться, его надо поддерживать и мотивировать на это, выдавая сертификаты за каждое участие в конференции, за написание реферата или научной статьи. Такие сертификаты помогут доктору быстрее получить более высокую категорию. Например, у врача первая категория, но он отработал меньше пяти лет, хотя за это время постоянно совершенствовал свои знания и даже написал научную диссертацию, тогда мы можем присвоить ему высшую категорию раньше срока. В то же время, если врач не поддерживает свой уровень и не учится, а в результате не проходит аттестационный тест, то ему могут не только не дать следующую категорию, но и лишить уже имеющейся.

Однако не стоит думать, что у нас плохо подготовленные врачи. Являясь председателем аттестационной комиссии, я вижу, что таких не более 1,5%, остальные имеют достаточный уровень знаний.

– Семь минут на прием одного пациента — это время будет меняться, и нужно ли это?

– Конечно, за это время врач не успевает как следует осмотреть больного, поговорить с ним, ответить на все вопросы. Поэтому сейчас обсуждается вопрос об увеличении времени приема одного пациента до 20 минут. Но эффективность лечения не всегда связана с организацией здравоохранения. Мы подсчитали, что буквально через месяц после выписки из стационара больные выполняют всего 30% всех рекомендаций, данных врачами. Это связано с дороговизной лекарств, которые многие заменяют более дешевыми и не всегда эффективными. Именно врач в поликлинике должен объяснить больному все эти нюансы. Кроме того, несоблюдение режима и отсутствие желания у пациента бороться со своими вредными привычками нередко вообще сводит на нет все лечение. Часто людей приходится убеждать принимать лекарства, потому что они отказываются, называя препараты «химией» и предпочитая им всякие БАДы. Поэтому нам нужно поднимать уровень медицинской грамотности самих больных. С этой задачей хорошо справляются школы пациентов с разными заболеваниями.