​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Минздрав Якутии расписался в своем бессилии

24.09.2012

В Якутии подходит к завершению реализация программы модернизации здравоохранения. То, что происходит в этой сфере, вызывает серьезное беспокойство не только у самих врачей, но и у простых граждан, пишет газета "Наше время".

Так, менее чем за полгода до окончания реализации программы якутским Минздравом освоено менее половины из обещанных Москвой 8 миллиардов рублей. А те поставки, которые уже состоялись, вызвали множество вопросов у республиканской прокуратуры.

На программные мероприятия было предусмотрено 8 355 млн рублей, в том числе 4 700 млн - из федерального бюджета, 2 700 млн рублей - из республиканского, плюс внебюджетные средства. По состоянию на июль 2012 года на реализацию программы израсходовано лишь 3,6 млрд рублей (43%).

«Недобор» идет по всем направлениям. Так, на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения было предусмотрено более 4,9 млрд руб. К середине года израсходовано всего 2,3 млрд (48%). Из 383 млн рублей, выделенных на внедрение современных информационных систем, по данным на 1 июля 2012 года, израсходовано всего 166 млн (43%).

Более 3 млрд рублей было предусмотрено на внедрение стандартов медпомощи и повышение доступности амбулаторной помощи. По состоянию на июль 2012 года израсходовано чуть более одного миллиарда рублей. В итоге за 2011 год и первое полугодие нынешнего года оказались неосвоенными около 5 млрд рублей.

"Основной причиной неосвоения средств стало то, что более 60% торгов, организованных Минздравом республики, были признаны несостоявшимися по причине наличия одного участника, - пишет газета «Наше время». - Значительная часть поставок сорвалась из-за поздних сроков госзакупок. Кроме того, аукционы на поставку оборудования проводились с серьезными нарушениями – с заменой оборудования, с участием фирм поставщиков, которые не должны были допускаться к участию, и т.д."

Целевым индикатором программы модернизации здравоохранения республики должно было стать снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, травм и онкологии. В частности, было запланировано создание в республике новых сосудистых и травмоцентров. Однако, ни в первом, ни во втором случае программа не получила дальнейшего развития. Минздрав РС(Я) не добивается софинансирования из федерального бюджета (речь идет о сумме в 500 млн рублей) для снижения смертности в ДТП и совершенствования онкологической службы. Удастся ли сделать это за оставшиеся три месяца реализации программы - большой вопрос.

Серьезные сомнения вызывает и перспектива внедрения информационной системы (в том числе электронных карт) в 64 организациях здравоохранения, которое также было частью программы модернизации. «Сегодня система, позволяющая внедрить электронные карты, не разработана, аукцион до сих пор не проведен, и за оставшиеся три месяца провести его не представляется возможным», - пишет «Наше время».

Неважно обстоят дела и с технологическим оснащением больниц. Республиканский бюджет был открыт в первом квартале 2011 года, первый транш из Федерального фонда обязательного медицинского страхования поступил в республику в июне 2011 года. Однако, несмотря на это, госзакупки были начаты только в августе, а основной объем торгов проведен лишь в октябре-ноябре.

Это привело к тому, что более 60% торгов, организованных Минздравом республики, были признаны несостоявшимися по причине наличия одного участника, и часть средств осталась неосвоенной. За второе полугодие 2011 года большая часть из 96 госконтрактов были исполнены с опозданием от двух до шести месяцев, что является очень серьезным нарушением. А многие больницы ждут предназначенного для них оборудования и по сей день. Как сообщает издание, при этом «Минздрав республики не проводил надлежащей претензионной работы - ни одно дело не рассматривалось в судебном порядке, ни одна фирма не была поставлена в реестр недобросовестных поставщиков».

В 2012 году госзакупки и расходование бюджетных средств, в том числе размещение заказов на приобретение медицинского оборудования, проверила республиканская прокуратура. Как выяснилось, без нарушений не обошлось.

Так, 16 сентября 2011 года Минздрав РС(Я) заключил госконтракт с неким ООО «Медтехника ДВ» на поставку диагностического ультразвукового цифрового сканера. Сумма контракта составила 4 млн рублей. Через три дня после его заключения стороны подписали допсоглашение, в котором изменили предмет контракта – вместо сканера AccuvixXG в контракт внесли передвижной ультразвуковой аппарат Sonix SP.

Кроме того, в ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения в ходе размещения заказов на приобретение медоборудования. Так, к аукциону были допущены подлежащие отклонению заявки ООО «Дельрус-Приморье» - оборудование, предложенное на поставку, не соответствовало техническим параметрам, установленным документацией. Несмотря на это, фирма была признана победительницей и заключила договоры на поставку электрокардиографа стоимостью 1,5 млн рублей и передвижного ультразвукового аппарата за 17 млн рублей.

Также были выявлены нарушения при заключении контрактов на поставку кардиографа, оборудования для модернизации машин по производству инфузионных растворов, всевозможных сканеров, микроскопов для исследования эмбрионов и эмбриональных клеток, на поставку мониторов глубины наркоза, операционных столов и многое-многое другое. Суммы, фигурирующие в документах, многомиллионные.

Технические задания прописывались под единственного производителя, участники торгов отклонялись, в то время как к участию допускался заинтересованный поставщик. Надо отметить, что фирма «Дельрус» и ее филиалы в Хабаровске, Владивостоке и Якутске выиграли более 30% аукционов. При этом удельный вес местных поставщиков медоборудования составил всего 14%.

Есть и другие примеры. Для Верхоянской больницы закуплена артроскопическая стойка для малоинвазивных операций на суставах. Все бы хорошо, однако там нет подготовленных травматологов и, следовательно, операции там проводить просто некому. Для амбулаторий Булунского района приобретены аппараты УЗИ, но там не везде имеется подготовленный персонал. Кроме того, не были исполнены должным образом и контракты по поставке компьютерного оборудования. В ряде лечебно-профилактических учреждений оно просто-напросто не работает.

В числе «пострадавших» от модернизации – не только районные больницы, но и Национальный центр медицины. Так, для нужд Перинатального центра ЦОМИД в рамках программы модернизации здравоохранения 2011 года было заключено три госконтракта на поставку наркозно-дыхательных аппаратов, аппаратов искусственной вентиляции легких и реанимационных мониторов. Аппаратура была нужна отделению анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии акушерства и гинекологии, где техника не обновлялась с 1998 года.

Уже после поставки выяснилось, что семь наркозно-дыхательных аппаратов не предназначены для лечения новорожденных, поступившие реанимационные мониторы имеют меньший набор функций, чем необходимо, а пять аппаратов для неинвазивной и спонтанной вентиляции легких и вовсе непригодны для отделения.

Генеральный директор Национального центра медицины Валерий Петров докладывал министру здравоохранения Александру Горохову о том, что поступившее в медцентр оборудование не пригодно для применения, дважды – в марте и мае 2012 года. Кроме того, Петров просил министра принять решение о замене аппаратов и дооснащении оборудованием. Ответа из Минздрава директор медцентра так и не получил.

Таким образом, за три месяца до окончания реализации программы Якутия оказалась в ситуации, как в известном анекдоте: «Птицам деньги не нужны». Впервые на модернизацию здравоохранения Якутии выделены огромные средства, с которыми Минздрав РС(Я) просто не знает, что делать.

«Почему не получилось модернизации?, - рассуждает корреспондент газеты «Наше время» Марина Сантаева. - Наверное, потому, что Минздрав, как исполнитель программы, должен был не только провести подготовительную работу, наметить четкий план мероприятий по освоению средств, но и распределить полномочия в этой сфере. На деле же министерство оказалось не готовым к оперативной реализации мероприятий и решению возникающих в ходе вопросов и проблем, начиная с уровня ЛПУ и заканчивая Минздравом России».

В этом месяце в Минздраве РС(Я) должны пройти две большие проверки: трехнедельная - Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а затем двухнедельная - Минздрава России и Росздравнадзора.