​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

С принципиальных позиций

С принципиальных позиций

17.04.2015

На отчётно-выборных конференциях в организациях отраслевого профсоюза поднимался широкий спектр проблем, волнующих медицинское сообщество. К вопросам защиты прав медиков на достойную жизнь профсоюз ещё вернётся в мае – на очередном съезде. Но один из обсуждаемых – о специальной оценке условий труда работников отрасли остаётся в центре внимания профсоюзных организаций. Об этом беседа корреспондента «МГ» с председателем Профсоюза работников здравоохранения РФ Михаилом КУЗЬМЕНКО.

– Михаил Михайлович, с 1 января 2014 г. в охране труда произошли изменения, а именно – вступил в действие Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Каково ваше мнение по этому поводу?

– Прежде хотел бы отметить, что представители отраслевого профсоюза участвовали на всех этапах его разработки, а также предлагали поправки в редакцию закона. Некоторые наши предложения были учтены, а по некоторым моментам до настоящего времени ведётся диалог. В большинстве случаев вопросы, которые ставит профсоюз, находят поддержку со стороны Минздрава России, в ходе обсуждения вырабатывается консолидированная позиция. Несмотря на уже принятые существенные поправки в Методику проведения спецоценки, совместная работа продолжается.

– А что конкретно удалось изменить в законодательстве о специальной оценке условий труда?

– Спецоценка устанавливает новые правила «игры» в реализации прав работников на гарантии и компенсации за работу в условиях воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Сейчас они определяются в законодательстве как компенсационные меры. Это – сокращённая продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда, а также право на льготную пенсию.

Профсоюз всегда считал и считает недопустимым сужение исследований и исключения из классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, которые реально существуют на рабочих местах работников. Поэтому мы неоднократно обращали внимание Минтруда России на необходимость совершенствования законодательства в части учёта постоянно присутствующих в здравоохранении неустранимых вредных (опасных) производственных факторов. Это воздействие на работников возбудителей инфекционных заболеваний, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок. Например, благодаря настойчивой и принципиальной позиции были сняты противоречия по лицензированию отдельных видов деятельности при оценке биологического фактора. Результатом стало принятие приказа Минтруда России, который позволяет при спецоценке рабочих мест медицинских работников учитывать это обстоятельство.

При спецоценке профсоюз предлагает вести обязательный учёт действий, направленных на спасение жизни пациента, находящегося в угрожающем состоянии в условиях дефицита времени. При Минтруде создана рабочая группа, в состав которой вошли представители ЦК профсоюза и Минздрава России для проработки данных вопросов. Одновременно обсуждается мониторинг проведения специальной оценки условий труда в субъектах РФ.

– А какие шаги при решении данных вопросов предпринимал профсоюз?

– Все действия профсоюза, связанные с реализацией законодательства о специальной оценке, проходили в тесном взаимодействии с представителями Минздрава и Минтруда и получили полную поддержку как самих членов нашего профсоюза, так и профсоюзных организаций, высказавших принципиальное мнение по этому вопросу. Это позволило ускорить внесение некоторых изменений в действующую нормативную базу и создать условия для дальнейшего совершенствования законодательства.

Исходя из опыта ранее проводимой аттестации рабочих мест, представители профсоюза чётко понимали, что спецоценка станет характеристикой условий труда на рабочих местах на 5-летний период и предоставление компенсационных мер работникам будет зависеть именно от её результатов. Поэтому на всех уровнях социального партнёрства мы жёстко отстаиваем свои позиции.

Использовать действующую нормативную базу по спецоценке, основанную лишь на итогах измерений, в системе здравоохранения, на наш взгляд, невозможно, так как она не способна точно охарактеризовать условия труда медиков. Это подтвердили результаты мониторинговых мероприятий профсоюза. По нашим данным, спецоценка около 80% рабочих мест показала, что работники лишились защиты на продолжительность рабочего дня, отпуска и повышенную оплату труда. Кроме этого, работники потеряли права на льготную пенсию.

Мониторинг дал возможность сделать вывод: специальную оценку абсолютно правильно и полностью обоснованно сегодня провести невозможно без учёта гигиенического нормирования и качественных показателей напряжённости трудового процесса. Методика её проведения не позволяет установить объективно класс условий труда. Это лишний раз говорит о том, что в этой цепочке всё ещё остаются «интуитивные» подходы, которые влияют на определение класса условий труда.

Организации профсоюза, обеспокоенные необъективными оценками условий труда, возникновением неразрешаемых ситуаций, связанных, с одной стороны, со спецификой медицинской деятельности, с другой – с несовершенством правовой, технической баз, инициировали коллективные письма в адрес Президента Российской Федерации В.Путина, вице-премьера РФ, координатора Российской трёхсторонней комиссии по регулированию со-циально-трудо-вых отношений О.Голодец, министра труда и социальной защиты М.Топилина, министра здравоохранения В.Скворцовой, председателя ФНПР, координатора профсоюзной стороны в РТК М.Шмакова. Было собрано более 300 тыс. подписей работников с обращениями о внесении изменений в Методику проведения спецоценки по учёту биологического фактора на рабочих местах медицинских работников.

– И что же ещё вы планируете реализовать в законодательстве о спецоценке?

– Сегодня уже прошёл практически все этапы приказ Минтруда России, определяющий особенности проведения спецоценки отдельных категорий медицинских работников. Совместно с Минздравом удалось договориться о включении ряда показателей напряжённости трудового процесса для медработников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации, и расположенных в помещениях, к которым нормативными правовыми актами предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования.

Можно сказать, что класс (подкласс) условий труда по напряжённости будет повышаться на одну степень в связи с осуществлением медицинскими работниками целенаправленных действий по оказанию экстренной медицинской помощи больным (пострадавшим) в условиях дефицита времени, отсутствия информации о состоянии здоровья пациента и необходимости принятия решений, от которых в дальнейшем зависят его жизнь и здоровье. Сюда же входит оказание медицинскими работниками специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи путём выполнения операций в операционных с применением хирургических (микрохирургических) методов лечения, а также при родовспоможении и в послеродовом периоде. Ещё один момент связан с оказанием медицинскими работниками в отделениях реанимации и интенсивной терапии реанимационного пособия, выполнением медицинских манипуляций, направленных на спасение жизни пациента, находящегося в угрожающем состоянии, а также управлением жизненно важными функциями организма.

На последнем заседании рабочей группы Минтруда России обсуждались поправки в редакцию Методики проведения спецоценки, а именно возможность дополнения ст. 13 Закона оценкой эмоциональной и интеллектуальной напряжённости работников. Затрагивались вопросы о сохранении размеров ранее предоставляемых компенсационных мер.

– На что, по вашему мнению, необходимо особо обращать внимание при проведении специальной оценки условий труда в медицинских организациях администрации и профсоюзу?

– Работа должна строиться с высокой паритетной долей ответственности за достоверность и объективность проводимой в организации спецоценки, при безусловном соблюдении требований законодательных норм и договорённостей, учёте мотивированных мнений. Председатели первичных организаций и главные врачи, профсоюзный актив, службы и специалисты охраны труда должны в первую очередь обратить внимание на возможное изменение классов условий труда, что может повлечь снижение компенсационных мер. Это, как показывает поступающая от региональных организаций информация, связано с изменениями в статьях Трудового кодекса. Однако надо помнить, что законом определены условия, не позволяющие снизить установленные ранее работникам размеры компенсационных мер при условии сохранения соответствующих условий труда, явившихся основанием для их назначения.

Работодатели обязаны давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки на его рабочем месте, письменно знакомить с её результатами. У работников есть права, пользуясь которыми возможно избежать недоразумений и споров по правильности установления класса условий труда и компенсационных мер. Кроме того, разрешается работнику присутствовать при проведении специальной оценки, обращаться за получением разъяснений и обжаловать её результаты.

– Но ведь всё равно споры по установлению компенсационных мер возможны?

– Их можно избежать, если основным ориентиром для их установления администрация и представитель работников будут в первую очередь использовать результаты производственного контроля и ранее проводимой аттестации рабочих мест. Конкретные размеры компенсационных мер должны быть закреплены не только в трудовых договорах с работником, но и в коллективных договорах.

– А какими полномочиями при спецоценке наделены представители профсоюза?

– На мой взгляд, они имеют достаточно прав, которые позволят им влиять на проведение спецоценки. По инициативе выборного органа первичной организации профсоюза можно не только обжаловать итоги спецоценки в суде, но также инициировать её внеплановое проведение и экспертизу качества. По требованию профсоюзного представителя организация, проводящая спецоценку, обязана предоставлять обоснования её результатов и давать работникам разъяснения. Закреплено также право осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением требований законодательства о спецоценке инспекторами труда. Однако осуществление контрольных функций не принесёт положительного результата, если подготовительный этап проведения спецоценки не будет обеспечивать учёт всех производственных факторов. Это существенное обстоятельство, которое должны учитывать в первичной организации.

Подготовка к проведению спецоценки – это задача и обязанность работодателя, который утверждает комиссию по проведению спецоценки. В состав её обязательно должен входить представитель выборного профсоюзного органа.

С начала действия законодательства о спецоценке профсоюз постоянно даёт информацию на своём сайте. В помощь профсоюзному активу выпущен специальный номер приложения к журналу «Профсоюзная тема» – «Внимание! Специальная оценка условий труда».

В заключение подчеркну, что Профсоюз работников здравоохранения остаётся на принципиальной позиции при оценке производственных факторов на рабочих местах медицинских работников.